<< Назад

Туфта

В.Алексеев



Проект HефтеПутеПровода (НПП) Винь-Вьентьян (и доп.ветка на Лаос) поступил в работу почти одновременно с причальными сооружениями. Действительно, если в порту предполагается нефтеприемный терминал для танкеров, то эту нефть нужно сразу же куда-нить отправлять - не хранить же ее в порту?

Стадию "Рекогносцировка трассы" решили провести за один заход силами уже имеющихся во Вьетнаме спецов, чтоб побыстрее (работавших в тот момент другие объекты). А тем временем готовить состав экспедиции для ТЭО (Техно-экономическое обоснование) и детальной разведки - под "Рабочие чертежи".



Собственно рекогносцировка - достаточно простое мероприятие: нужных специалистов медленно и печально провозят на машине по всей трассе, на участках предположительного строительства промежуточных насосных станций - остановки. Спецы без особого восторга осматривают окрестные достопримечательности пешком, заполняют дневники наблюдений и намечают, точнее - рекомендуют, объемы работ своим последователям: где, что, сколько. Некоторые, особо ответственные товарищи даже могут колупнуть носком ботинка местную грязь и записать в дневник нечто вроде: "...пылеватые суглинки желто-коричневого цвета, сухие, пачкающиеся, растертые до состояния пыли..." Как говориться, и на том спасибо.

Гораздо больше рвения персонал с других объектов проявляет во время остановок в попутных поселках и деревнях. Точно копируя жизнь и быт большого брата (СССР) крестьяне вьетнамских деревень выносят к дорогам продукты собственного производства по ценам, чуть ниже городских. Тут есть и фрукты-овощи, и многочисленные вариации риса, и потрошеные змеи, и связки битых воробьев, то есть продукты на любой вкус.

Как и положено, отряд советских спецов сопровождали два вьетнамских Ивана Сусанина, прилично владеющих окупационным русским языком. Это - не считая шофера, который тоже, как правило, был местным, но знание языка от него не требовалось. Само собой, аборигены всегда оказывались первыми на деревенских придорожных ярмарках, и закупаемое ими отличалось меньшей ценой и лучшим качеством.

Каково же было удивление сов.спецов, когда в одном из поселков Сусанины, вежливо улыбаясь, отказались покинуть автомобиль, хотя цены на отличные товары, выставленные крестьянами - были ВТРОЕ ниже общепринятых при отличнейшем качестве. Во-о-о-т такая морковь! Во-о-о-о-т такая неподьемная капуста, картошка - клубень к клубню, помытая, чистенькая... Отсутствие переводчиков не помешало нашим отовариться по полной программе. Тут не следует забывать, что в городе на базе имелось достаточно голодных ртов - Вьетнамская экспедиция была не самой маленькой из числа прочих, а снабжение провинциального Вьентьяна ничем не отличалось от снабжения какого-нибудь райцентра в Союзе - все как у "больших".

Долго ли, коротко ли, но машина поехала дальше и вскоре покинула гостеприимный поселок. Первые подозрения, что что-то тут не так, закрались в души наших спецов, когда вьетнамцы с неподдельным ужасом дистанцировались от мешков и авосек с дешевыми фруктами-овощами, и даже от геологов, проявивших наибольшую активность при скупке продуктов. Небольшой допрос с пристрастием подтвердил худшие опасения - это был лечебный лепрозорий.

Тень проказы нависла над доверчивыми россиянами, погнавшимися за халявой.

Как Сусаниных в тот же момент не выбросили из кузова едущего автомобиля - очевидцы удивляются до сих пор - широка и незлобива душа русская...



Насколько мне известно, в ходе дальнейших инженерно-геологических работ ни один из спецов ни разу не побывал на 25-километровом участке трассы, проходящий через лепрозорий - ни одного метра скважины, ни одного геофизического замера... И тем не менее, отчеты по "проведенному" полному комплексу работ на обоих стадиях были успешно переданы заказчику - разрезы по "скважинам", оценки перспективности технического и питьевого водоснабжения промежуточной подстанции, подробнейшая карта участка работ!

Разумеется, геодезистам пришлось хуже всех. Инженерщики могли придумать нужные разрезы скважин по результатам бурения на других участках, геофизики - поступить аналогично со своими данными, а гидрогеологи - и вовсе дать простую и ясную рекомендацию "воды нет!" и, дескать, отвалите. Проверить невозможно, поскольку по экологическим требованиям все видимые на местности результаты ковыряния земли по окончании работ должны быть ликвидированы, а скважины засыпаны. А вот геодезисты попали в самую трудную ситуацию - помимо карт и схем они должны были построить на месте сеть опорных триангуляционных пунктов и реперов с привязкой к местным координатам и уровню моря, которые передаются строителям - из рук в руки!.. Как они выкрутились из этого сложного положения - не знает никто... Известны лишь некоторые подробности по топоплану: была проведена аэрофотосъемка и уже по фотографиям - обратным порядком - циркулем и линейкой - пересчитаны данные для заполнения геодезических журналов (как-бы теодолитная и нивелирная съемки), а далее - построение карт обычным порядком.

Любопытный факт. По многокилометровому Нефтепутепроводу (несколько сот км) не было единого отчета - по мере готовности сначала проверяющим органам, а потом и заказчику - сдавались материалы каждого участка по отдельности - несколько десятков томов. По каждому были замечания, доработки, исправления... По всем. И только одно исключение... - тот самый туфтовый участок! Ни один из многочисленных проверяющих не смог найти хоть одну единственную ошибку, несоответсвие или оспорить выводы отчета, по злополучному участку НПП с *** по *** километр!